Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Творческий коллектив — это категория работников, которым в силу их способностей, профессиональных знаний и умений, опыта и компетентности поручено осуществлять деятельность учреждений культуры. Творчество - процесс деятельности, создающий качественно новые материальные и духовные ценности. Это процесс, который сложно объять стандартными производственными рамками. В творческом коллективе усиливается акцент на личные качества и особенности сотрудника, так как во многом именно от этого зависит результат работы.
Актуальность темы обусловлена тем, что создаваемые во всех сферах общественной жизни творческие коллективы приобретают ведущее значение, поскольку в рамках организованной коллективной деятельности решение творческих, социальных и экономических задач происходит эффективнее, быстрее и плодотворнее, чем индивидуально. Управленческая деятельность творческой группой требует креативности, гибкости, умения принимать решения в неожиданных ситуациях, когда необходимо, отказываясь от готовых образцов, творчески использовать имеющийся опыт.
Предмет исследования – деятельность творческих коллективов.
Объект исследования – учреждения культуры Краснодарской края.
Цель данной работы – изучить специфику деятельности и проблемы творческих коллективов в учреждениях культуры Краснодарского края.
Исходя из поставленной цели можно выделить следующие задачи:
1. Определить сущность понятия творческий коллектив.
2.Выявить особенности деятельности творческого коллектива.
3.Провести анализ учреждений культуры Краснодарского края.
4. Определить роль творческих коллективов в Краснодарской крае.
5.Выявить проблемы деятельности творческих коллективов.
Практическая значимость данной работы состоит в возможности использования полученных результатов для разработки эффективной деятельности творческих коллективов.
При написании данной работы использовались методы научного анализа и сравнения.
Данная работа состоит из введения, основной части, заключения и списка используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТВОРЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА
1.1 Сущность понятия творческий коллектив
Современное общество формируется таким образом, что человек, независимо от его статуса, возраста и других особенностей, включается в различные группы или сообщества, в которых он выполняет определенные роли. Это не значит, что члены группы постоянно близки и работают вместе, их объединяет включение в определенную систему межличностных отношений, основанных на общих интересах, идеалах, принципах, сходствах, а главное – общая творческая деятельность, вовлекающая всех членов группы в единый творческий процесс, который сам по себе является специфической деятельностью. Если при этом у членов этой группы есть единство целей, а также совместная деятельность по достижению этих целей, видна четкая организационная структура, формируется определенный морально-психологический климат, то можно сказать, что эта группа становится коллективом.
Современный уровень развития науки, обусловленный многочисленными научными открытиями и изобретениями, предъявляет к человеку ряд новых требований, одним из которых является «творческая адаптация к меняющемуся миру, где творчество является неотъемлемой частью самоактуализации личности» [1, 87]. В обществе все больше и больше нужны люди. Люди, которые имеют возможность применять творческий подход к решению любых, даже не творческих проблем, что отражается на нормах общего и профессионального образования. Где воспитание, поддержка и творческое развитие личности определяется как приоритетная задача общества и государства, а творчество как процесс занимает важное место среди основных ценностей, формирующих последовательную духовно-нравственную основу пространства развития и воспитания учащихся, студенты.
На протяжении всей жизни человек входит во многие группы, которые формируются и существуют в различных сферах его жизнедеятельности: продуктивной, социальной, воспитательной, творческой. Этого процесса избежать нельзя, участие в коллективе-неотъемлемое условие формирования личности. На сегодняшний день без коллектива процесс социализации индивида невозможен.
Латинское слово «collectivus» можно перевести по-разному: митинг, толпа, общее собрание, объединение, Группа. Но в современной методологической научной литературе используются два значения понятия «коллектив». В первом случае под коллективом понимается любая организованная группа людей. Во втором случае под командой понимается высокий уровень развития этой группы. В данном случае речь идет о его качественных характеристиках: целеустремленности, сплоченности, духовном единстве, стремлении к достижению определенной коллективной цели. И если сравнить оба случая, то коллектив формально сотрудничающих людей может обойтись без этих качеств, коллектив во втором без них теряет свои преимущества.
Нас интересует коллектив как «группа людей, объединенных общими целями и задачами, достигших высокого уровня развития в процессе общественно ценной совместной деятельности» [1, 123].
При этом для высокого уровня развития любого типа команды необходимы определенные условия. Прежде всего, это стремление ее участников достичь высоких результатов. А в современном мире это становится возможным только с созданием продукта деятельности, характеризующегося новизной, оригинальностью и даже уникальностью. При этом любая практическая или теоретическая деятельность становится увлекательным, интересным и творческим процессом.
Сознательная и целенаправленная деятельность, направленная на создание научных, социально-политических, педагогических, экономических, культурных и других ценностей, называется творческими процессами. Кроме того, сюда входит изложение новых идей, подходов к решению проблем, принятие нестандартных, уникальных и оригинальных решений. Команды, участвующие в этом процессе, называются творческими.
Несмотря на то, что творческим коллективом можно считать любой коллектив, деятельность которого направлена на создание новых идей, продуктов, услуг в области искусства, сложилась давняя традиция определения музыкальных, хореографических и театральных коллективов как «творческих коллективов». При этом отметим, что в классификации коллективов «художественный и творческий коллектив» [5, 102] идентифицируется как коллектив, объединенный совместной деятельностью в области искусства, и может быть признан по существу синонимом «творческого коллектива» в области искусства.
Однако содержание понятия «художественный и творческий коллектив» на сегодняшний день еще недостаточно раскрыто. Раскрывая содержание понятия «творческий коллектив» (в сфере искусства), мы опираемся, прежде всего, на содержание понятия» коллектив», обоснованного А. С. Макаренко и интерпретируемого им как «организованная группа людей, объединенных общими целями, социальными интересами, ценностными ориентациями, совместной деятельностью, отношениями ответственности и зависимости». Это позволяет определить «творческий коллектив» как организованную группу людей, объединенных общими творческими целями, интересами, отношениями ответственности и зависимости, ценностными ориентациями и совместной творческой деятельностью в области искусства.
Таким образом, творческий коллектив-это творческое объединение любителей того или иного вида искусства, добровольно работающих в клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, автономных органов, а также сочетание социальных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.
Основные признаки деятельности творческого коллектива:
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бикташева, Л.П. Жданова. Социально-культурная деятельность. – М.: Альфа-М, 2015. – 272 с.
2. Буйленко, Б.В. Социально-культурная деятельность. – М.: Феникс, Неоглори, 2018. – 384 с.
3. Буйленко, Б.В. Хоровая деятельность. – М.: Феникс, Неоглори, 2018. – 160 с.
4. Гамов, Н.В. Социально-культурная деятельность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 288 с.
5. Гущина, Н.А. Социально-культурная деятельность. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2019. – 240 с.
6. Зайцева, П.А. Менеджмент в сервисе и туризме. – М.: Форум, 2019. – 368 с.
7. Иванов, А.Е. Социально-культурная деятельность. – М.: Новый хронограф, 2016. – 408 с.
8. Исаева, Т.Е. Социально-культурная деятельность. – М.: Дашков и Ко, Наука-Спектр, 2019. – 240 с.
9. Кириллова, М.Б. Социально-культурная деятельность. – М.: Академический проект, Культура, 2018. – 496 с.
10. Кротова, А.А. Социально-культурная деятельность. – М.: Феникс, Неоглори, 2018. – 416 с.
11. Морозов, Н.С. Социально-культурная деятельность. – М.: Академия, 2019. – 240 с.
12. Морозова, М.А. Социально-культурная деятельность. – М.: Академия, 2019. – 288 с.
13. Новаторов, А.П. Концертная деятельность. – М.: Форум, 2012. – 224 с.
14. Новиков, И.А. Социально-культурная деятельность. – М.: Академия, 2018. – 208 с.
15. Саак, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – СПб.: Питер, 2016. – 512 с.
16. Сбитнева, А.А. Социально-культурная деятельность. – М.: Флинта, Наука, 2009. – 208 с.
17. Слаква, П.А. Социально-культурная деятельность. – М.: Экзамен, 2018. – 160 с.
18. Соколова, Н.А. Социально-культурная деятельность. – М.: Wolters Kluwer, 2018. – 224 с.
19. Сулейманов, И.А. Особенности организации творческих коллективов. – М.: Академия, 2018. – 240 с.
20. Трубникова, С.А. Механизмы управления организациями социально-культурной сферы в трансформируемой экономике России. – М.: СПбГУП, 2019. – 224 с.
21. Ушаков, Д.С. Социально-культурная деятельность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2017. – 288 с.
22. Федцов, В.Г. Социально-культурная деятельность. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2018. – 512 с.
23. Фурман, И.А. Правовые основы социально-культурного сервиса и туризма. – М.: Финансы и статистика, Инфра-М, 2018. – 416 с.
24. Чеботарев, Б.Г. Социально-культурная деятельность. – М.: Высшая школа, 2016. – 320 с.
25. Шиповская, И.А. Социально-культурная деятельность. – М.: Альфа-М, Инфра-М, 2019. – 432 с.
26. Юсупова, Ю.А. Менеджмент в социально-культурном сервисе и туризме. – СПб.: Питер, 2018. – 512 с.
Электронные ресурсы
27. Игнатьева И. А. Вклад В. Г. Захарченко в развитие музыкальной культуры Кубани // Молодой ученый. — 2018. — №4. — С. 1151-1153. — URL https://moluch.ru/archive/63/9858/
28. Купальная Е. В. Вокально-хоровая работа // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2017 г.). — СПб.: Свое издательство, 2017. — С. 50-52. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13442/
29. Овчинникова Л. И. Музыкально-эстетическое воспитание средствами вокального, творческого исполнительства // Молодой ученый. — 2015. — №1.2. — С. 37-39. — URL https://moluch.ru/archive/81/14737/
30. Орлова Е. А. Вокальный процесс в хоре, ансамбле. Первые этапы работы [Текст] // Педагогическое мастерство: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2013 г.). — М.: Буки-Веди, 2015. — С. 107-108. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/71/4011/
31. Цыпляева А. В. Проблемы вокально-творческого воспитания // Молодой ученый. — 2019. — №8. Т. 2. — С. 186-188. — URL https://moluch.ru/archive/19/1882/